?

Log in

No account? Create an account
Fudo

yamashita in ru_martial_arts

Сом и тыква-горлянка

Перевел эссе Дэйва Лоури. Полезно для практиков многих традиционных искусств и систем, не только боевых.
Ну и неплохой, на мой взгляд, материал из области изящных искусств подобрался в качестве иллюстраций:-)

Материал у меня на сайте

Изображение сома, плавающего вокруг сосуда из тыквы-горлянки очень распространенный мотив в искусстве Японии. Усатая рыба и тыква один из сюжетов дзенга (zenga 禅画) –картин тушью, основанных на притчах-загадках дзен. Это сюжет можно встретить и на цубах (гардах японского меча) Но почему? Даже если я дам подсказку, что высушенная полая тыква использовалась в Японии и других странах как ловушка для рыбы, то это никак не объясняет популярность этого сюжета среди дзенских художников и мастеров боевых искусств.

Hyonen_zu_by_Josetsu
Известная картина в жанре суйбоку дзенского мастера Дзёсэцу (Josetsu 如拙) изображающая ловлю сома



Если дать людям полую тыкву-горлянку и сказать им, что вот рядом в реке сом, то некоторые люди, например такие как я, сразу бросятся в реку и начнут вертеться в попытке поймать рыбу как только будет мелькать ее усатая морда. Эт6, конечно,о чрезвычайно неэффективная стратегия. Я провел достаточно много времени на реках, где водятся сомы, а еще больше времени провел поедая их, и отмечу, что это одно из наиболее увертливых животных на Земле. Сом будет скользить и извиваться и умрет в преклонном возрасте от скуки, наблюдая ваши попытки поймать его в тыкву. Это не остановит некоторых из вас от продолжения попыток, пока наконец вы не выдохнитесь и не остановитесь чертыхаясь не такую странную ловушку.

kappa_catfish_gourd
Каппа, пытающийся поймать сома в тыкву-горлянку (видимо как раз показывает описанный тип практиков:-)


Другие, однако, применят отличающийся подход. Вручите им тыкву и скажите, что обед плавает в реке. Они сядут и задумаются. Затем они тихо-тихо войдут в реку и аккуратно затопят тыкву так чтобы она опустилась на дно. Затем они так же тихо выйдут на берег и найдут чем скрасить ожидание - например, отправятся поискать поленту, паприку и масло для гарнира:-) Эти люди полагаются на характер рыбы. Если вы с не знакомы с повадками сома, то я вам расскажу немного. Сомы любопытны. Они территориальные рыбы. Если на их территории появляется незнакомый объект, то они непременно его изучат. Затем некоторое время рыба будет бороться с искушением подплыть и осмотреть объект поближе. Что это может быть? Вторгшийся нарушитель или еда? И тогда сом подплывет разобраться. Используя свои способности просачиваться куда угодно, он втянется в узкое горлышко тыквенного сосуда. И в этот момент станет очень уязвивмым т.к. не сможет дать задний ход и выбраться или уплыть с тыквой. Ловко!


Но эксцентричные способы ловли рыбы не есть главный предмет нашего интереса. Так уж получается, что этот способ ловли сома в тыкву-горлянку схож с тем подходом, который было бы неплохо перенять для изучения некоторых моментов в боевых искусствах. Если вы много времени находитесь в додзё, то без сомнения вы видели такой тип практикующих, который я описал первым – тех, кто старается поймать сома, совершая много активных движений в воде,гоняясь за рыбой, плескаясь и чертыхаясь. А может быть вы сами относитесь к такому типу. Есть такие студенты в додзё, которые подходят к процессу неистово. Технику, продемонстрированную на занятии они продолжают отрабатывать дома со всей безжалостностью под девизом: «Я это сделаю, даже если придется работать всю ночь!» Я помню одного такого человека, пришедшего в додзё, когда я тренировался. Он фыркал и тяжело вздыхал в раздражении. Он работал так, что лицо его краснело как перец, а кэйкоги действительно можно было выжимать. На каждой тренировке мы волновались, что его хватит удар.


Это отношение «сделай или умри» достойно всяческого восхищения. К сожалению в такой дикой неумеренной форме оно не подходит для практики в додзё. Проблема в том, что даже простейшая техника каратэ, айкидо, кэндо или другого будо это не только и не столько физическая форма. Например, искусство правильно сидеть в начале занятия – на коленях, с прямой спиной и правильно распределенным весом – не может быть достигнуто за одно занятие. Вам могут сказать «как» это сделать, но тело не может повторить это сразу правильно – ему нужно время для изменений и приведения себя в соответствие. И это не может быть сделано за один день или одну ночь, не важно как бы серьезно вы не были настроены и с каким усердием практиковали. Сома нельзя загнать в угол и заставить залезть в тыкву-горлянку.

catfish_gourd_1 catfish_gourd_3
Цубы с изображением сома и тыквы-горлянки


И это справедливо не только по отношению к сому или боевым искусствам. Можете ли вы получить хорошее выдержанное вино за два месяца, если у вас есть прекрасный урожай винограда, великолепные произвоственные мощности и неограниченный бюджет? Нет. Вино должно созреть и развиться, а это требует времени. И нет более короткого пути. Это соотношение не может быть нарушено вне зависимости от того сколь много сил, средств и «духа» вы хотите и можете вложить. Боевые искусства это процесс. Мы смешиваем разные аналогии, и все эти разговоры о рыбе и вине пробуждают во мне голод, но разрешите мне добавить еще кое-что. Путь искусств постоянно сравнивают с путем, дорогой, которой мы идем. И это прекрасная аналогия. Но мы всегда должны помнить, что у каждой дороги свои особенности, и одна дорога не похожа на другую. На начальной стадии пути ваши шаги неуверенны и у вас нет возможности смотреть далеко вперед. Большинство времени вы можете видеть максимум место для следующего шага. Постепенно с продвижением по пути вы получаете «прозрения», которые дают вам возможность видеть все дальше и дальше. Если вы будете настойчивы и упорны в продвижении по пути, то дальше он снова неоднократно будет становиться сложнее и обзор вперед будет затрудняться. И нет возможности увидеть место назначения раньше чем вы к нему приблизитесь.


Все вышесказанное это не повод относиться нерадиво к практике боевых искусств. Если какие-то простые техники не получаются у вас сегодня, то вы можете отчаяться и сказать себе: «Если я не могу сделать это правильно сегодня, то зачем мне тратить все жизнь на освоение?» Не самый лучший подход для занятий. Вы должны тренироваться с полным усилием каждый раз. Старайтесь сделать настолько много и качественно, как у вас получается на данной стадии развития. Но с заключительным поклоном тренировки отпускайте это. Оставьте свою тыкву-горлянку. Сом будет пойман, а техники будут освоены в свое время.

menuki_catfish
Мэнуки с изображением сома и тыквы-горлянки


Очевидно, что достижение балланса требует определенной зрелости. Мы должны тренироваться с усердием, но при этом понимать, что время это необходимый ингредиент. Не получится количеством повторений в один день решить то, на что необходимы месяцы и годы. Это нелегко быть сдержанным и терпеливым. Как я уже говорил тренироваться с подходом «я сделаю это сегодня или умру» в боевых искусствах это незрелая мотивация. Но, учитывая все вышесказанное, стоит культивировать в себе подход «я сделаю это правильно. Может быть не сегодня, но непременно сделаю».


Описанный метод ловли сома в тыкву-горлянку может быть и не самый эффективный способ добыть обед. Но он работает. И как показывает долгий опыт продвижения по Пути, работает лучше чем суетливое метание за рыбой в реке, в результате которого вы только вспотеете и устанете.

Comments

Ай, хорошо. Утащу к себе.
Краткое содержание: "бла-бла-бла, надо упорно тренироваться. конец."
в фольклоре Ваш комментарий содержится в поговорке "вместе с водой выплеснуть ребенка":-)
Это бла-бла-бла может быть основано на как на японской мифологии, так и на псевдо-мифологии, и вне зависимости от истинности, может верно или неверно интерпретироваться автором. Лично у меня создалось впечатление, что Лоури взял легенду ловли сома с помощью тыквы, придумал вывод, а потом добавил воды с помощью культурологических артефактов, хоть как-то связанных с сомами или тыквами. Иначе я не могу объяснить, причём тут японские водяные и почему сомы и тыквы не встречаются на одной цубе. Впрочем, подобными метафорами вполне можно стимулировать генерацию идей, но именно такой подход, особенно если серьёзно к нему относится, кажется мне сродни использованию наркотических веществ для тех же целей.
вообще-то иллюстрации я подбирал, а не Лоури:-)
Каппа действительно ни причем:-) А не увидеть на цубе вместе и сома и тыкву-горлянку это надо умудриться:-) Кстати, таких цуб, касир и мэнуки много - я привел только несколько примеров.

Лоури часто заносит в загадочные интерпретации. Когда я переводил его эссе про Ходзоин, то меня повеселило его вольное обращение с фактами. Но он создает небольшие притчи для западных людей, причем делает это неплохо. Не все мне нравятся, но те, которые я нахожу интересными и полезными, я перевожу и делюсь. Если Вам не понравилось, то это не хорошо и не плохо, просто так есть:-) Но напомню присловье из пионерского детства: "Критикуешь? Предлагай! Предлагаешь? Делай!":-)
Серьёзно тут я критикую разве что способ мышления, базой которого являются основанный на чужой мифологии притчи. Причиной такого отношения является неоднозначность выводов и создание ассоциаций, которые, на мой взгляд, зачастую, загрязняют/искажают мышление.

Например, из притчи про ловлю сома с помощью тыквы-горлянки лично я бы вывел следующую интерпретацию: загони врага в ловушку/отрави/ослабь врага, после чего делай с ним что хочешь, -- эта интерпретация напрямую связана с тактическим паттерном из притчи, а также соответствуют духу китайских стратагем (следует помнить, что китайская культура является родительской для японской, а 36 стратагем -- важный элемент ). Это насчёт неоднозначности выводов из притч. Я также читал, что японская литература сложна для перевода из-за иероглифического письма, образного мышления, древней системы поэтических образов и метафор, -- для нормального понимания этой культуры западному человеку требуется не менее двадцати лет; оперировать же обрывками -- прямой путь к неверной интерпретации и, что хуже, загрязнению мышления.

Так что я предлагаю не увлекаться "эзотерикой", а изучать и применять современную научную картину мира и соответствующие методы мышления. ))
У Лоури больше 20 лет опыта практики боевых и других традиционных искусств и обучение у традиционных учителей носителей культуры. У меня 12 лет серьезной практики при таком же раскладе. В фантазии я не ударяюсь, благо есть возможность обратиться с вопросом к наставникам.

Толкование по стратагемам Вы предложили интересное, но некорректное. Если Вы внимательно посмотрите описываемые ситуации с точки зрения перемен, то здесь и гексаграммы другие будут и стратагемы.

В приведенной истории нет ничего эзотерического, только экзотерическое. Если бы мы применили эзотерический подход для ее разбора, то прочитали бы ее по другому - есть еще как минимум три слоя толкований.

В обучении бывают разные искусные методы. Каждый хорош для определенной стадии развития. Бывают еще неактуальные (по некоторым комментариям к постингу это как раз видно), бывают актуальные в самый раз, а бывают уже не актуальные (но признаком этой стадии не является осуждение методов предыдущих стадий:-)
Порылся в архивах, ближе всего подходит стратагема 15:
- Сманить тигра с горы на равнину.
- 1) Сманить тигра на равнину, чтобы обезвредить его. 2) Сманить тигра с горы, чтобы затем без усилий занять гору (и таким образом победить тигра). 3) Ослабить тигра, отдалив его от важнейшего помощника. 4) Отрезать тигра от тех, кого он защищает, чтобы затем легко обезвредить их. Стратагема изоляции.

В статье сутью интерпретации было назидание не суетиться и запастись терпением, -- всё случится когда должно будет случиться. Вы сказали о ещё трёх интерпретациях, интересно их услышать.

Вот, к примеру, интерпретация из слабенькой статьи http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/48.pdf в которой говорится о "твёрдо установившийся метафоре", смысл которой не соответствует смыслу из статьи Лоури (хотя и нельзя сказать, что эти два смысла противоречат друг другу).
Темой для живописного свитка "Ловля сома тыквой-горлянкой" послужила дзэнская загадка-коан о том, как поймать скользкого сома при помощи отполированной тыквы-горлянки. Сом ускользает и стремится уплыть в заросли тростника. Поймать его тыквой представляется совершенно нереальным, и, действительно, сегодня это изображение является твёрдо установившейся метафорой того, чего сделать невозможно (рисунок 7).

PS
Перенесите, плз, комментарий из подозрительных в общий пул.
Похоже, что права переводить комментарии из подозрительных есть только у администратора группы, но не у топикстартера.

Три слоя толкований это один из методов обучения. Первый слой учитель рассказывает и объясняет ученику сам. Второй слой задает ученику на самостоятельную проработку и корректирует ее. Третий слой это самостоятельная трактовка ученика. В разных культурах и традициях есть разные классификации. Например в иудаизме есть понятие ПаРДеС - четыре уровня толкования Торы. Каждый уровень интерпретации предполагает расширенное понимание текста. Пшат соответствует непосредственному смыслу текста, Ремез выражает его аллегорический, Драш метафорический, а Сод тайный, мистический смысл.

Мне неизвестно давали ли Лоури такое задание во время его обучения. Но то, что такое толкование могло появиться в процессе его учебы, вполне вероятно.
Понятно, Вы говорили про вообще, а не про этот конкретный случай. Подобная методика, похоже, имеет определённую пользу, -- вбивание идеи многообразия мнений, да и люди большей частью нарративами мыслят, но огрехи, на мой взгляд, тоже есть; например, ailev недавно хорошо написал про толкования смыслов ailev (dot) livejournal (dot) com/1105810 (dot) html Мне больше по душе оборачивание смыслов мира вокруг стержня какой-нибудь развитой философии, наиболее соответствующей духу человека, но при этом которая хорошо сочетается с современной научной парадигмой. И только когда подобный стержень уже укрепился, можно баловаться генерацией идей с помощью метафорической смысловой машинки; иначе, как мне кажется, у человека будет в голове нечто хилое и клочковатое. И неважно, чем человек занимается, бьёт морды, рисует или проектирует насосы.
Соглашусь с Вами. Сейчас вообще эпоха неструктурированных обрывков сознания при наличии колоссальных возможностей для познания и структуризации.
Нда, предыдущий комментарий тоже из-за ссылки в подозрительные попал.
Ох, ребята, вы что-то мощное долбите, похоже.
Угостите по случаю...
Объяснять все для себя через употребление другими психотропов это скучное упрощение, которое не развивает, но обедняет. Попробуйте для разнообразия другое мировосприятие:-)